Иван Иллич

0 коментарі

Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир


Описывать гениальные произведения совершенному аматору (любителю) словесности оч. сложно.
Поэтому лишь цитаты, великие пророчества, лозунги, которые хочется - на плакаты и на стены всех школ: 


«В обществе где вместо здравоохранения предлагается лечение, улучшение условий жизни заменяется работой социальных служб, личная безопасность - полицейской защитой, национальная безопасность, - противостоянием военных, образование подменяют преподаванием, искажая саму суть учения

За все годы присутствия в учебных заведениях ребенок учится путать переход из класса в класс с образованием, диплом с компетентностью, живой речевой поток с возможностью сказать что-то новое. Понятие обслуживания занимает место цели. Индустриальный подход к удовлетворению нематериальных потребностей человека: здоровье, образование, мобильность, психологическое состояние приравниваются к результатам соответствующего обслуживания, должен быть изменен и условия, в которых происходит все наоборот (согласно естественных потребностей человека) возможны

Для этого компетентность человека следует отделить от учебных планов, а потому должны быть запрещены законом любые вопросы везде относительно истории обучения, подобно тому, как запрещено интересоваться политическими, религиозными взглядами человека, династией или расой, сексуальной ориентацией. 

Еще одна иллюзия, на которой строятся системы образования, заключается в том, что учение считается результатом преподавания предметов. Большинство людей имеют навыки и знания, приобретенные вне школы. Ребенок учится говорить невзначай, результативное знание иностранных языков связано абсолютно не со школьной системой обучения. Это вовсе не означает, что преподавание не приносит никакой пользы учению. 
Имея высокую мотивацию ученик может получить пользу даже в условиях строгой дисциплины, которая сегодня ассоциируется со старомодным учителем. Во всем мире зубрежка уже дискредитировала себя, осталось еще несколько механических навыков, которыми активный ученик с нормальными способностями может овладеть за несколько месяцев, если бы его учили традиционным способом, касающиеся кодирования и дешифрования, это - письмо и чтение, второй, третий язык, специальным языкам алгебры, программирования, химии, а также прикладным навыкам, таким как набор текста, сборка часов, ремонт телевизора, слесарное дело ... 
Оптимальное количество времени и материалов, необходимых для обучения средне мотивированного взрослого, оценить не сложно. 

Стоимость 12 летнего школьного обучения в Нью-Йорке (обязательное условие для приема на работу в отдел уборщиков мусора) - почти 15000 долларов. 

Каждому человеку в любом возрасте его жизни должна быть обеспечена возможность свободного выбора из существующего большого количества образовательных программ. Расходы на такое обучение представляются в виде некоего образовательного паспорта или учебной кредитной карты, которые выдаются каждому гражданину при рождении. 
Понятно, что в таком случае человек смог бы овладевать необходимыми именно ему навыками, когда он того желает и делает это лучше, быстрее и без таких побочных эффектов, которые существуют в системе образования.

Заставляя людей отказываться от ответственности за их собственный личностный рост, школа ведет многих людей к своего рода духовному самоубийству.


Эта бюрократия сосредоточена на единственной задаче — создание «исполнительной истины»: увеличить власть элиты.

Свобода распоряжаться временем превращается в создание растущего списка все более новых вещей, которые могут быть сделаны, использованы, выброшены и переработаны.


Под влиянием интенсивной урбанизации дети становились естественным ресурсом, поставляемым школой для индустриального производства, религии потребительства.
Процент отсева со школ, особенно учеников старших классов говорит о необходимости коренного пересмотра идеи обязательного учения. Отношение уже меняется. Исчезла самодовольная зависимость от школы. Растет сопротивление потребителей индустрии знаний.

Альтернатива зависимости от школы — это не использование общественных ресурсов для создания неких новых устройств, которые каким-то образом сделают людей образованнее, это создание нового стиля образовательных взаимодействий между человеком и окружающей его средой.

Можно учиться не в школе: мы можем не зависеть больше от учителей, которых нанимают для того, чтобы они заставляли учеников находить время и желание учиться; что мы можем по-новому связать учеников с миром, а не продолжать кормить их через воронку образовательных программ при помощи учителя.


Мир утрачивает своё гуманистическое измерение и попадает в зависимость от необходимости или от судьбы, характерной для времён варварства. Но если хаос первоначального варварства управляется мистическими, антропоморфными богами, то наш нынешний мир стал таким, какой он есть, потому что человек стал игрушкой в руках учёных, инженеров, проектировщиков. 

Этика ненасытности оказывается основой для хищнического истребления ресурсов, социальной поляризации и психологической пассивности. Поскольку ценности трансформированы, утрачен человеческий образ самого себя, существует регресс сознания, меньшинство высказывает подозрение, что мы прикованы к своим заблуждениям (социальным институтам), как Прометей к своей скале.» 

0 коментарі:

Дописати коментар