Связной. Что общего?
1 коментарі
Что общего в последних произведениях гениев? Есть ли оно вообще, это "общее"?
Знает ли человек тем внутренним, подсознательным, неосознанным "знанием", точнее ощущениями, чувствами, что он приближается к той черте, за которой уже ничего нет?
Последний сценарий Бодрова...
Читать очень сложно. Никогда не читала сценарии. Разнообразие эпох, географических мест событий, героев... Шереметьево-2. Кавказ. Свалка. Окраина Ставрополя. Москва. Деревня Сычавка. Герои в воображении не рисуются, сложно уловить их характер...
Огромное ко-во животных, которые, конечно же, в фильме создали бы гармонию сюжету или, возможно, контраст животному поведению людей и естественному "человеческому" существованию животных.
В перестрелке в руках - рыжая кошка, в московской комнате в клетке - вороны, голуби, и в клетке тоже - голая девушка, которая режет вены на руках, проглатывая перед этим симку...
Собаки, кони, змеиное племя, стадо баранов, кузнечики. Чайки над заводом. Волки загоняют лошадей. Горлица в тюрьме. Змей воздушный.
В самом начале Ильяс съедает сердце гадюки, пойманной только что на пастбище в горах, чтоб "страху в душе никогда не было".
Труп девушки возят для обмена. Два героя разных эпох без ног.
Бродяги, цыгане, молдавские попрошайки, ребёнок с инвалидной коляской, Лёха - афганец без ног...
"Арик, а ты ангела тоже не видел? Я книгу одну прочитал в детстве "Про шаманов и древних людей". Они верили, что любой человек может летать. Если долгов за ним нет... Я мечтал, что встречу такого... Скажи, правда летает он?"
Конечно же, грязь и чернь эпохи зияет налицо, но вместе с этим абсолютное человеческое уважение к каждому персонажу, "плохих" нет, - эпоха такая, жестокая, мрачная.
Искусствовед Бодров не может не пользоваться своими глубочайшими знаниями особенностей абстракционизма, сюрреализма и др. ...измов в разнообразных течениях artа. Гадкое зияет своим отвратительным лицом, но вместе с этим глубокое уважение испытываешь к персонажам: людям, животным...
Смерть ничего не значит, любовь значит всё...
" - Вы все шаманы? Говорят шаманы умеют летать? Может полетаете? Летите!
Лётчик открыл створку десантного люка, дёрнул ручку второй раз и пол ушёл. Через секунду в кабине не осталось никого."
Почти в каждой главе повторяется "он заговорённый от пуль". Этим постоянный подтекстный вопрос в мистику, в потустороннее: "Есть ли НЕЧТО, что убережёт тебя от смерти?"
" - Ты вот был счастлив когда-нибудь?
- Был. Когда из ямы выбрался. Летал даже.
- А что ты такое сделал, что к тебе ангелы прилетают?
- Да ничего... Ждал просто".
Эпизодическая роль В.А. Фаворского, живописца. Почему именно Фаворского выбрал? Почему? Что в нём? Читая, возвращаясь, иногда к некоторым разделам мне рисовались в воображении больше метаморфозы Мориса Эшера или обрывки произведений Дали, но никак не Фаворский....
События 1916 года. Из уст случайного героя, художника "...Думаю, что нам уже мало что поможет. Любое правительство должно всё же быть..."
1916 год, главный герой доктор Поляков, 24 года:
" - Вы, Анна Николаевна, красивая женщина. Вы в Москве, в Большом театре бывали?
- Да, бывала два раза.
- Я тоже два раза. А в Киеве бывали?
- А я вот в Киеве почти каждый день в театре бывал. "Фауста" раз сорок, наверное, слушал, да и "Аиду" тоже... Пешком бегал, я рядом жил, на Андереевском, знаете?"
Цитата, глава Морфий:
"Давно уже отмечено умными людьми, что счастье - как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. Но когда пройдут годы - как вспоминаешь о счастье, как вспоминаешь!"
Сплетение (кажущегося нам) гадкого, омерзительного, постоянные связи всего живого, которые и есть гармония в этом мире - желание её познать, раскрыть, показать нам - общее по крайней мере в этих трёх предсмертных творениях гениев (Бодрова, Фаворского, Эшера).
Морис (Мариуц) Эшер, гений оптического искусства (имп-арт)
Последняя линогравюра "Змеи".